Будущее ломбардов в России и СНГ

«В 21ом веке будет существовать 2 вида компаний: те, кто вышли в интернет и те, кто вышли из бизнеса».
/ Билл Гейтс /

В данной статье мы проанализируем как развивается и куда движется рынок ломбардов в России и СНГ, проанализируем более развитые в плане деятельности ломбардов рынки (прежде всего США) и расскажем наше видение ломбардов ближайшего (1-3 года) будущего.

Как дела за океаном?

Есть стереотип, что ломбардная деятельность распространена в странах со слабо развитой экономикой. Это не так. В США, где население свыше 300 миллионов человек, примерно 25 000 ломбардов (*по данным Google). В СНГ (население ~290 миллионов) примерно 10 000 ломбардов (*по данным ДубльГис и Яндекс).  Как видно из статистики плотность ломбардов в США в 2 раза выше чем России и СНГ.

Проблемы ломбардов за океаном примерно те же самые: оценка залогов, контроль сотрудников, привлечение клиентов, продажа не востребованных залогов и т. д. Конкуренция выше, в целом уровень развития экономики выше, значит и достижений, выработанных за годы работы больше. Есть чему поучиться.

Мы исходим из предположения, что все постепенно идет и к нам. Идеи, технологии, подходы обычно приходят из развитых стран на рынки развивающихся стран через 2-3 года после их первого успеха. Если говорить об успехах технологических, то они и того быстрее: 1-2 года – в эру интернета обмен знаниями ускоряется.

Так какие успехи есть у ломбардов за океаном? Интернетизированность - ключевое отличие американских ломбардов от наших. Интернет для ломбардов уже давно перестал быть диковинкой и воспринимается как отличный инструмент увеличения продаж, взаимодействия с клиентами (более дешевого, чем классические способы), снижения расходов, увеличения эффективности и прибыльности ломбарда.

В лучшую сторону отношение к ломбардам в США изменилось во время кризиса 2008 года, когда кредитный рынок сильно замедлился и получить кредит в банке стало сложнее.

Интернет дал новый мощный импульс в развитии ломбардов по всем соединенным штатам. За 3-5 лет из небольших ломбардов и из небольших сетей выросли транс-национальные сети, которые начали резко расползаться за пределы США, в первую очередь в Латинскую Америку.

Обычным явлением в США считается оплата товаров электронными деньгами и пластиковыми картами. Для ломбардов польза прежде всего в прозрачности и дополнительном контроле. А если есть полный финансовый контроль, то и развитию ничего не мешает. Можно спокойнее ставить наемного администратора и открывать ломбард в другом городе. Полностью проблему воровства и махинаций это, конечно, не решет, но снижает существенно.

Ломбарды в США относятся к рынку со средней степенью консолидации. Так уж сложилось, что есть север и есть юг. Законодательство северных и южных штатов отличается (прежде всего в плане ставок по процентам). Северные сети ломбардов не лезут на юг, а южные сети ломбардов почти не лезут на север.

Индустрия продажи невостребованных залогов превратилась в огромный интернет-бизнес, который по масштабам совместим с классическими продажами «из рук в руки».

Интернет дал новый стимул в решении двух других извечных проблемах ломбардов: подделок ювелирных изделий и недобросовестных сотрудников. Благодаря совместной работе бороться с этим злом стало гораздо проще. Интернет-площадки по обмену информацией о недобросовестных сотрудниках и подделках существенно помогли сократить издержки отрасли в целом.

Если появляется какая-то подделка, то первый кто сталкивается с ней, сообщает об этом всем остальным практически мгновенно. В результате рынок ломбардов стал гораздо прозрачнее и цивилизованнее. Проталкивать подделки и краденые вещи здесь стало сложнее, потому и количество попыток снизилось.

Еще одна особенность американского рынка – это поголовное использование SaaS. Программы, которые нужно устанавливать на компьютер – это уже вчерашний день и архаизм. Бизнес в США давно понял, то за что нужно платить “вроде бы один раз”, на самом деле постоянно тянет деньги в виде скрытых платежей, поэтому все поголовно выбирают SaaS с прозрачной и понятной абонентской платой, против установки классического ПО, с дальнейшими скрытыми затратами на обслуживание и постоянными проблемами.

В 2008-2011 годах ломбарды в США почувствовали резкое давление со стороны микрофинансовых организаций. Это были более мобильные и менее консервативные организации. Они раньше ломбардов сделали шаг в пользу интернет технологий и раньше получили плоды этих нововведений. В значительной степени бизнес микрофинансовых организаций стал возможен благодаря интернету (возможность сиюминутно проверить заемщика по различным базам) потому и отношение к интернету изначально было лучше, чем у более консервативных ломбардов.  2008-2011 годы уровень проникновения интернета в США был примерно такой же как у нас в 11-13 годах (40-55%) [данные аналитического отчета Яндекса за 2011,2012 год и Wikipedia]. При таком уровне проникновения интернета сотни тысяч и миллионы людей ищут товары и услуги в интернете [данные wordstat.yandex.ru]. Не исключением являются и люди пытающиеся получить займ под проценты. Огромный спрос на займы образовался в интернете. Так как в интернете на тот момент ломбарды были почти не представлены, весь этот огромный поток направился в сторону МФО. В том числе благодаря этому фактору наблюдался резкий рост количества МФО.

Ломбардам ничего не оставалось как тоже идти в интернет. После повального создания интернет-сайтов ломбард, других мероприятий направленных на повышение активности в интернете ломбарды вернули себе значительную часть отвоеванного ранее рынка и снова начали расти в количестве и качестве. У ломбардов есть ключевое преимущество – существенно меньший процент, нежели у МФО.

Еще одной заметной вехой в жизни ломбардов США последних лет стало как ни странно телешоу показанное на центральных каналах. Телешоу в стиле «тачка на прокачку» только про жизнь ломбардов (Pawn Stars, Hard Core Pawn). Это подогрело интерес к ломбардам и повысило уровень лояльности населения к ломбардам. Но об этом подробнее, как-нибудь в другой раз.

Какое будущее ждет ломбарды в СНГ?

Все что происходило на рынке ломбардов США в технологическом плане, скажем, 2 года назад как две капли воды похоже на то что происходит на рынке у нас сейчас. Мы считаем, многое из того, что происходит там сейчас так же придет к нам через 2-3 года. Мы уже фиксируем лавинообразный переход ломбардов на наши сервисы, направленные на увеличение присутствия ломбардов в интернете.


Из графика видно, что примерно 10 000 человек в марте 13го года целенаправленно искали в интернете где им взять займ под залог. Куда попали эти люди? У кого они взяли этот займ? Наверно у тех, кто хорошо представлен в интернете.

Как видно из этого графика «деньги в долг» искали уже 140 тысяч человек. Из обоих графиков видно, что рост спроса за год составил почти 100%.  2013й год по всем прогнозам может побить эти рекорды роста.

Ломбард через 2-3 года – это ломбард, который:

  1. Контролируется руководителем через интернет (эффективнее, дешевле, удобнее).
  2. Продает не выкупленные залоги через интернет, на сайтах типа avito.ru.
  3. Получает заявки на займы через интернет. Представьте, работаете вы в своем ломбарде, а у вас на мониторе появляется окошечко «Ку-ку, есть новая заявка на займ под залог, хотите посмотреть?»
  4. Взаимодействует со своими клиентами через интернет, делает им напоминания, предложения посредством автоматической рассылки. Меньше залогодателей забывают о необходимости продлить залог или выкупить его.
  5. Взаимодействует с другими ломбардами через интернет. Обменивается данными о вороватых сотрудниках, подделках гастролирующих в том или ином городе.
  6. Сдает отчетность в гос. органы через интернет.
  7. Выдает займы и принимает оплату посредством пластиковых карт. Это существенно снижает вероятность махинаций.

Все вышеперечисленное снижает издержки ломбарда и тем самым помогает увеличить прибыль.

Характерным для России и СНГ является более современная техническая инфраструктура интернета, нежели в США. В силу того что наш интернет начал строиться позже, он строился на более новых технологиях. Интернетизированность в России растет одними из самых быстрых в мире темпов, что в свою очередь может сократить период описываемого прогноза. Каким бы далеким не казалось описанное в статье будущее, оно как обычно настанет раньше и не заметнее чем мы можем предполагать. Еще в 2010ом году никто не верил в успешное будущее CRM систем в России, в 2011 оно казалось далеким, а в 2012ом произошел масштабный бум. И уже никому не кажется странным, что около 65% российских компаний пользуются CRM и хранят данные своих клиентов, историю отношений с ними и переписку в облачных хранилищах. [По данным аналитического агентства Gartner на 2012ый год: 79% крупных российских компаний уже применяют ту или иную систему CRM, среди средних компаний таких порядка 65%, а среди малых — не более 45%.]

Как СмартЛомбард поможет приблизить это будущее для вас?

Новые технологии – это новые преимущества. Тот, кто первый воспользуется технологиями, тот и вырвется вперед. Изначально СмартЛомбард отличается от всех других программ для ломбардов. СмартЛомбард – это первый в России и СНГ сервис, находящийся в центре будущего – в интернете. Все остальные программы для ломбардов, которые представлены на данный момент базируются на умирающем подходе и устаревающих технологиях.

Ключевая идея СмартЛомбарда – это не просто программа для ломбарда на основе самых современных технологий, а целый набор услуг и сервисов, помогающий ломбардам выйти в интернет и увеличить свои конкурентные преимущества, сократить издержки и увеличить прибыль.

Автор: Сергей Куликов, 6 июня 2013 г.

Попробуйте программу для автоматизации ломбардов, СмартЛомбард, прямо сейчас
Попробовать бесплатно
Оставьте номер телефона и мы вам перезвоним